Когда бизнес только зарождается, часто встает вопрос, какие рекламные каналы использовать, чтобы вышло эффективно и в идеале недорого. Не существует какого-то универсального совета, и каждый канал продвижения имеет свои достоинства и недостатки. Выбор зависит от разных факторов: ниши, целей, продаваемого продукта, бюджета на рекламу и много другого. Рассмотрим самые популярные варианты.
Контекстная реклама
Контекстная реклама — это один из видов объявлений, который показывается пользователю в той или иной форме на разных ресурсах: в строке поиска, на сайте или в окошке почтового сервиса. Появляется она не просто так, а исходя из контекста, используемого пользователем при поиске информации. Например, когда вы введете в поисковой строке браузера «натуральный кофе», вверху выдачи появится реклама со ссылками на товар, и только потом будут идти информационные статьи. В поисковике контекстная реклама отмечена соответствующим знаком.
Также контекстную рекламу можно встретить на разных сайтах. Например, протеиновые батончики могут рекламировать в информационной статье про занятия фитнесом, елочные украшения — в публикации про новогодние традиции.
Сегодня контекстная реклама — один из максимально эффективных способов донести данные об услуге или товаре до потенциального клиента, ведь он уже ищет эту информацию. А если это так, то и вероятность перехода на сайт рекламодателя вырастает. Вместе с ней растет и вероятность совершения покупки. Данный вид рекламы подходит для тех, кто продает преимущественно онлайн, а также компаниям, готовым вкладывать в контекстную рекламу минимум 30 тысяч рублей ежемесячно.
Ранее контекстную рекламу запускали через Яндекс Директ и Google ADS. Сейчас преимущественно используют Яндекс Директ.
Какие же достоинства у этого вида рекламы:
-
Высокий эффект. Если правильно настроить контекстную рекламу, то уже через несколько дней вы увидите результат.
-
Оплата по факту перехода по ссылке. Платить за само объявление не нужно — только, если пользователь перешел на сайт.
-
«Мягкая» подача. Контекстная реклама хорошо вписывается в контекст и выглядит ненавязчивой. А значит, не вызывает раздражения.
-
Небольшой порог для входа. Бюджет вы закладываете сами, и в самом начале он может быть совсем незначительным.
-
Скорость эффекта. Первые клиенты могут прийти уже через несколько часов после запуска рекламы.
-
Статистика. Яндекс Директ дает автоматическую статистику, на основе которой можно менять настройки.
Однако, как и любого другого вида, у контекстной рекламы есть свои минусы:
-
Большая конкуренция в некоторых нишах. В этом случае цена за один клик может быть довольно высокой.
-
Сложность настройки. Самостоятельно настроить кампанию довольно сложно. Тем более, если у вас нет опыта, поэтому лучше найти хорошего специалиста.
-
Регулярный контроль. Недостаточно один раз настроить и забыть. Необходимо анализировать статистику и делать соответствующие корректировки в настройках.
Однако команда Яндекс постоянно совершенствует алгоритмы, чтобы упростить настройку.
PR
PR или связи с общественностью — важная составляющая продвижения. Основная задача — сначала наладить, а затем поддерживать отношения с общественностью. При этом цели у компании могут быть разные: повысить узнаваемость, создать положительный имидж, информировать о выходе продукта на рынок и многое другое. Для этого могут использоваться разные инструменты. Их выбор зависит от ниши, бюджета, поставленных задач и многого другого. Подробнее о PR и его отличиях от маркетинга мы писали здесь.
Чтобы PR-кампания имела успех, нужно четко поставить цели. Затем формируется бюджет, определяется целевая аудитория и составляется план. После проведения необходимо оценить ее эффективность.
У использования PR есть множество плюсов:
-
создание и поддержание положительной репутации, которая никогда не бывает лишней;
-
доверие аудитории;
-
расширение аудитории за счет получения положительной оценки;
-
сравнительно небольшой бюджет.
Но есть и недостатки:
-
зависимость от третьих лиц;
-
не всегда можно влиять на информацию, которая будет публиковаться о вас;
-
информация о компании или продукте может подаваться в искаженном виде
Как правило, PR используют крупные компании.
SEO-продвижение в поисковиках
SEO или search engine optimization — это поисковая оптимизация. То есть продвижение определенных страниц в разных поисковых структурах. Основная задача SEO-специалиста — сделать так, чтобы продвигаемый сайт оказался как можно выше в поисковой выдаче, не потратив при этом денег на рекламу. То есть этот канал продвижения можно отнести к условно бесплатным. Условно — потому что надо оплачивать работу SEO-специалиста, который будет составлять семантическое ядро, закупать ссылки для внешнего продвижения и т. д. Чем выше ваш сайт будет в поисковой выдаче, тем больше потенциальных клиентов к вам придет.
Существует внешняя и внутренняя оптимизация сайта. Начинать необходимо с внутренней, так как именно она оказывает большое влияние на продвижение.
Внутренняя оптимизация — это:
-
составление семантического ядра текста;
-
грамотное написание заголовков разных типов, title, description;
-
увеличение скорости загрузки страниц и отсутствие ошибок в работе сайта — никто не будет сидеть и ждать, когда страница откроется;
-
работа с изображениями;
-
перелинковка внутри сайта.
Внешняя оптимизация увеличивает количество внешних ссылок, по которым приходят на сайт.
К ней относятся:
-
размещение ссылок на сайт на сторонних ресурсах (группы, форумы и т. д.);
-
взаимный обмен ссылками с другими сайтами;
-
регистрация в каталогах поисковых систем.
SEO-специалист должен регулярно анализировать алгоритмы поисковых систем, которые постоянно меняются. Помимо этого, нужно работать с самим сайтом, повышая его удобство для потенциального клиента.
К плюсам можно отнести:
-
небольшая стоимость;
-
стабильная работа.
Есть и минусы:
-
очень трудно просчитать трафик;
-
ждать первого эффекта надо не менее 2-6 месяцев.
Такой канал рекламы подойдет тем, кто продает товары или услуги через интернет. Также его выбирают компании с ограниченным бюджетом на рекламу. Как говорилось ранее, нужно только оплатить работу SEO-специалиста.
Таргетинг или реклама в социальных сетях
Тергетированная реклама — это реклама, которую видит целевая аудитория в социальных сетях. Ранее таргет настраивали в VK и других популярных соцсетях. Сейчас можно говорить только о таргете в VK, так как два других известных ресурса запрещены на территории Российской Федерации.
Тергетинг считается одним из эффективных и бюджетных рекламных каналов, так как объявления транслируются только тем, кто потенциально готов совершить покупку или сделать заказ. При этом необязательно иметь аккаунт с большим количеством подписчиков, а потенциальных клиентов можно сразу перенаправлять из социальной сети на сайт.
Таргетинг поможет вам:
-
собрать целевую аудиторию в одном месте;
-
без трудностей презентовать свой продукт или услугу тем, кого он реально интересует;
-
мотивировать перейти на сайт, чтобы ознакомиться с продуктом или сделать заказ (а это положительно влияет на SEO);
-
стимулировать совершить целевое действие: подписаться, перейти по ссылке, заказать и т. д.
Таргетированная реклама настраивается, исходя из особенностей целевой аудитории: география, пол, возраст, образование, интересы и другие параметры. И чем четче будет портрет потенциального клиента, тем лучше. Выбирать, к примеру, мужчин от 18 до 45, проживающих в Самаре, не стоит: слишком широкий охват, в котором будет немного ваших клиентов. А вот если добавить интересы, хобби, образование, жизненную позицию и другие параметры, будет гораздо лучше.
Есть разные виды таргетированной рекламы: баннеры, нативная реклама, посты, карусели фотографий и многое другое. Понять, какой формат принесет больше клиентов, можно только на практике. Это очень эффективный вид рекламы, так как попадает точно в цель, если ее правильно настроить, чем и занимаются таргетологи. Бюджет, который придется тратить ежемесячно, отличается в зависимости от ниши. Однако одно можно сказать точно: таргет, как правило, минимум вдвое дешевле контекстной рекламы.
Перечислим основные преимущества этого канала рекламы:
-
Возможность настроить аналитику, на основе которой можно сделать максимально точный прогноз входящего трафика.
-
Быстрый запуск. Простое рекламное объявление можно сгенерировать буквально за 20 минут.
-
При правильной настройке дает хороший результат. В этом случае объявление будет демонстрироваться реально заинтересованным людям, кто хочет воспользоваться услугой.
-
Как правило, первые клиенты приходят довольно быстро. Однако достичь хорошего результата можно, как и в SEO, со временем.
А теперь перейдем к недостаткам таргетированной рекламы:
-
Сложная настройка. Для начала придется тестировать разные гипотезы, и часть рекламного бюджета будет слита впустую.
-
Модерация. Необходимо учитывать правила социальной сети, которая может не пропустить объявление.
-
Необходимо постоянно контролировать. Важно смотреть, какая реакция на сообщение у аудитории и, в случае необходимости, вносить изменения. К тому же приходится придумывать новые креативы, так как со временем аудитория привыкает к конкретной рекламной подаче и начинает иначе реагировать на объявление.
Если вы не являетесь специалистом по тергетингу, лучше нанять таргетолога.
SERM или управление репутацией
SERM — это комплекс услуг, которые нацелены на создание положительного образа продукта или компании путем работы с отзывами в интернете. Даже репутацию самого лучшего продукта можно испортить негативным отзывом. Поэтому SERM-специалист анализирует отзывы в ТОПе, отвечает на комментарии, а также создает контент, который вытесняет весь негатив с первых страниц поисковой выдачи.
Согласитесь, компания, которая адекватно реагирует на критику и старается решить вопрос клиента, вызывает больше доверия. Не бывает только положительных отзывов, и тут очень важна правильная реакция и работа с негативом.
У этого канала рекламы есть множество достоинств:
-
повышение уровня лояльности клиентов;
-
работа на имидж;
-
повышение узнаваемости бренда;
-
низкие затраты.
Из минусов можно отметить следующее:
-
сложно оценить эффективность;
-
для достижения эффекта нужно время;
-
сотруднику придется работать с негативом — надо иметь непревзойденные коммуникативные навыки.
Сейчас, когда без отзывов некоторые потребители не покупают даже бытовые мелочи, очень важно управлять репутацией.
Краудмаркетинг
Краудмаркетинг представляет собой работу с целевой аудиторией в интернете. Для этого можно использовать разные площадки: социальные сети, форумы, блоги, тематические статьи и многое другое. Главная цель краудмаркетинга — повысить узнаваемость и сделать популярным товар, услугу, бренд через формирование общественного мнения. Считается, что это один из важных каналов лидогенерации, который доступен компании с небольшим рекламным бюджетом.
Отличительная черта в том, что вы напрямую выходите на клиентов. Вам нужно просто найти подходящую площадку в интернете и вступить в диалог с клиентом.
Помимо прямого общения, можно использовать и другие методы:
-
ссылки со сторонних площадок на свой сайт
-
интересный контент, публикуемый там, где находится ваша аудитория;
-
инфлюенс-маркетинг, когда вас рекомендует тот, кому аудитория уже доверяет.
Плюсы краудмаркетинга:
-
не нужен большой бюджет на рекламу;
-
прямое общение с аудиторией, что повышает лояльность к компании;
-
работа с «теплой» базой клиентов, которые как минимум интересуются продукцией;
-
благодаря мягкой коммуникации реклама не воспримется, как реклама, а значит, не вызывает отторжения.
Минусы этого рекламного канала:
-
требуется много времени, чтобы получить хоть какие-то результаты;
-
создать себе репутацию человека, которому хочется доверять.
Важно понимать, что роль краудмаркетинга постоянно растет. Бизнес больше не может быть в тени, и нужно выходить к клиенту.
Как видите, нет канала рекламы, который можно назвать лучшим. Выбор зависит от бюджета, ниши, аудитории и ваших целей.