SMM — это слово, которое сегодня каждый человек слышит ежедневно. Заходя в интернет, вы обязательно столкнетесь с рекламой маркетинговых стратегий, предложениями пройти курсы по продвижению или стать таргетологом, и другими завлекающими материалами. Это свидетельствует о высочайшей роли маркетинга в социальных сетях. Он проникает во все сферы жизни, помогает незаметно подталкивать какую угодно аудиторию к покупке нужных товаров. Оттого хороший SMM-специалист в 2024 году — на вес золота. Разобраться в тонкостях и начать работать над продвижением брендов, хорошо зарабатывая, может, при должной мотивации, каждый человек. Поэтому давайте выясним, чем SMM так полезен в бизнесе, какие аспекты входят в данное понятие, а также перечислим главные достоинства социального маркетинга и его рабочие инструменты.
Зачем SMM нужен бизнесу
Бизнес — это серьезная деятельность, которая управляется всегда не одним человеком, а структурой из нескольких подразделений. Так, например, ни у кого не вызывает сомнений необходимость наличия финансового отдела и бухгалтерии у каждой, даже самой маленькой фирмы. Умение управлять средствами является залогом выживания на рынке.
Так же очевидно преимущество целенаправленной долгосрочной рекламы бренда, оттого маркетинговые отделы тоже существуют в любой организации, продающей товары и услуги. Но проблема в том, что социальные сети до сих пор воспринимаются многими людьми как всего лишь дополнение к старым видам рекламы и продвижение. На самом деле SMM к 2024 году уже стал основой маркетинга.
SMM преследует ряд практических целей, без достижения которых очень трудно добиться высот. Вот несколько главных причин, почему вам нужен социальный маркетинг, если еще его не используете:
-
Он поможет сделать организацию популярной и узнаваемой сразу на многих площадках: видеохостингах, мессенджерах, в соцсетях.
-
Вы сможете выстроить правильные доверительные отношения между работниками компании и их клиентами.
-
Можно эффективно доносить новую или просто важную информацию об изменениях.
-
Это даст возможность конкурировать на рынке. Отказ от социального маркетинга, наоборот, «отбросит» бренд назад, потому что конкуренты тоже пользуются стратегиями продвижения в социальных медиа.
-
Вместе с социальными сетями у вас появится качественная служба поддержки, которая оперативно отвечает на вопросы и предложения клиентов.
-
Это позволит повысить трафик на основном сайте бренда для максимизации продаж.
-
SMM повышает конверсию, и среди посетивших ваши ресурсы больший процент людей станет совершать покупки.
Также не забывайте, что современный человек много времени проводит с новыми технологиями, такими как смартфон. Данный тип устройств как раз-таки оптимизирован под серфинг социальных сетей.
Что входит в SMM
Работа маркетолога сложная и многоступенчатая, она не терпит легкомысленного отношения. Поэтому перед началом продвижения необходимо тщательно изучить продукт, который вы хотите прорекламировать, а также все связанные с ним аспекты. Чтобы рекламная кампания удалась и дала результат, нужно пройти несколько этапов.
Аудит социальных сетей
SMM — это аббревиатура от Social Media Marketing, что переводится на русский язык как «Маркетинг в социальных сетях». Не секрет, что сегодня любая компания создает свои страницы в различных медийных ресурсах. Но действительно ли это приносит нужный отклик, и если да, то в каких именно соцсетях это работает эффективнее всего? Задача аудита состоит в том, чтобы проанализировать портрет компании в интернете, а также оптимизировать его разными способами.
Например, выявить, какие ошибки были допущены в составлении главной страницы в Инстаграме* (запрещенная сеть в РФ) и других социальных сетях. Существует много сервисов, которые помогут получить и изучить статистику онлайн-ресурсов, такую как посещения, просмотры, клики и прочее. Еще проще это сделать, если у компании имеется собственный сайт. Ведь все страницы могут и должны вести на главный веб-ресурс с помощью ссылок, призывов к действию и прочих инструментов привлечения лидов.
Анализ целевой аудитории
У любого товара и услуги есть свой конкретный покупатель. Чтобы SMM-проект был успешным, маркетолог обязан в точности знать, на кого он рассчитан. Иногда понять, кем являются ваши наиболее частые клиенты или подписчики, несложно. Ведь существуют бренды, которые интересны очень узкой аудитории из-за специфики товара.
Однако в других случаях целевая аудитория может оказаться менее очевидной, и тогда появляется работа для маркетологов: составить усредненный портрет клиентов, а также, при необходимости, поделить их на несколько основных категорий. У человека, которого вы привлекаете, может быть много характеристик, но основных из них три: пол, возраст и место жительства. Также значение имеют:
-
интересы;
-
уровень образования;
-
род занятости;
-
наличие собственного транспорта;
-
должность;
-
семейное положение;
-
уровень доходов;
-
наличие детей;
-
живет в урбанизованной зоне или за городом.
Без учета этих параметров менеджер рискует предлагать людям не то, чего они ожидают. Ведь очевидно, что молодым мужчинам нужны совсем другие товары и услуги, чем пенсионерам.
Анализ конкурентов
Если вы не крупная корпорация-монополист и не занимаете уникальную нишу, то наверняка во всех остальных случаях существует конкурирующая с вами фирма, причем не одна. А значит любой потенциальный их клиент — и ваш тоже, и наоборот. В связи с этим, компании важно сделать свой продукт более интересным и выгодным, чем у конкурентов.
Чтобы понять, как вы можете стать лучше их, необходимо изучить деятельность других фирм. Такой анализ включает много параметров подобно тому, как с ЦА:
-
наличие физических точек продаж;
-
расположение магазина/-ов;
-
какие соцсети используют для продвижения;
-
насколько широк ассортимент;
-
уровень цен;
-
коллаборации с блогерами, известными личностями и другими компаниями;
-
рекламная стратегия;
-
объемы продаж;
-
прибыль и выручка.
После того, как SMM-специалист дал комплексную оценку конкуренту, становятся понятны его сильные и слабые стороны. Это позволяет копировать его преимущества, а также избегать недостатков и даже предлагать что-нибудь новое, чего нет у других участников рынка. Например, добавить оригинальную линейку товара в ассортимент, предложить условия бесплатной доставки, систему акций и скидок и т.д.
Создание контента
Хорошие SMM-специалисты должны не только хорошо разбираться в цифрах, собирать статистику и вести подсчеты, но и уметь проявлять креативность, создавая таргетированный контент, с помощью которого легко привлекать нужную аудиторию.
Медиа-материалы можно использовать разные как по предназначению, так и по форме. Один из самых популярных видов контента в социальных сетях — короткие видеоролики с участием сотрудников или руководства компании. Главная задача таких историй и рилсов — заявить о себе потенциальным клиентам, познакомить их с продуктом и дать информацию, как вас найти. Данный вид контента делается с расчетом, что он завирусится и соберет как можно больше просмотров.
Также действенными будут и обычные посты, состоящие из статичных картинок с текстом. Они направлены в основном на уже имеющихся подписчиков и нужны, чтобы сообщить об изменениях, обновлениях, планирующихся акциях и других важных событиях. Особенно важно делать во всех социальных сетях посты с новой продукцией, когда она появляется в ассортименте.
Если ваш бизнес связан с какой-нибудь рабочей отраслью, например, строительством, шитьем, кулинарией, то выигрышным шагом может стать запись видео с полезными советами пошаговыми инструкциями, которые подписчики могут пользоваться дома.
Разработка плана продвижения
Иногда хорошие идеи приходят маркетологам спонтанно в процессе самостоятельного изучения продукта или при общении с представителями бренда. Но большую часть времени работа SMM-специалиста требует планирования и подготовки. Хорошая стратегия продвижения должна быть средне- или долгосрочной. Это означает, что вам потребуется заранее составить график выхода постов в социальных сетях. Существуют программы-органайзеры, с которыми маркетолог сможет планировать даты и время выхода контента, использовать автоматическое отложение публикации и другой функционал.
Инструменты для продвижения
Разобравшись со структурой маркетинга в принципе, необходимо переходить к более конкретной теме SMM — "Инструменты продвижения". Их существует много, и все отвечают за разные стороны популяризации бизнеса. Одни сделают вас более популярной и узнаваемой компанией, другие - повысят комфорт сотрудничества.
Таргетированная реклама. Она идет на первом месте по значимости среди всех инструментов, потому что по соотношению качества и цены дает самые выгодные результаты. Кроме внешних программ для анализа, у соц. сетей уже в функционале присутствуют настройки, помогающие сегментировать аудиторию. Они позволяют таргетированно направлять рекламу продукта только тем зрителям, которые должны хотеть купить его. С этими возможностями SMM-специалисту под силу распределить несколько проектов по наиболее выгодным категориям посетителей. Таким образом, таргетированная реклама — это инструмент превращения холодных лидов в горячих.
Следом идет другой вид — контекстный. Такая реклама создается в виде кликабельных баннеров, отображаемых на тематических сайтах и главных страницах поисковых систем, когда запрос человека совпадает с вашим ассортиментом из рекламы. Плюс этого инструмента заключается в высоком охвате: только за день о вас могут узнать сотни и тысячи случайных пользователей интернета.
Также важным инструментом в SMM является SEO оптимизация и все, что с ней связано. Это комплекс действенных мероприятий, помогающих вашим социальным медиа или веб-сайту отображаться как можно выше в выдаче поисковых запросов. Есть несколько главных советов, как прокачать свой проект по SEO: писать интересный уникальный текст в постах, сделать интересное и небанальное внешнее оформление ресурса, придумать цепляющие заголовки, вставить ссылки и т.д.
Также в продвижении маркетологи советуют задействовать корпоративный блог. Это персональная страница, которую будет вести сотрудник компании, выпуская на ней интересные статьи, посвященные профессиональной тематике. Плюс в том, что помимо текста в блог можно вставлять и другие медиафайлы, в частности те, которые ссылками ведут из других социальных сетей бренда.
Кроме того, популярным инструментом в SMM выступает Ютуб-канал. То же можно сказать о других видеохостингах, таких как Rutube. Дело в том, что современные люди любят потреблять видеоконтент больше любого другого. Если все грамотно организовать, вы сможете эффективно переливать трафик из YouTube на свою страницу с продвигаемым товаром.
Пятый инструмент в вашей маркетинговой стратегии — коллаборации. Найдите популярных блогеров, способных продвигать именно ваш продукт, с которым у компании есть общая целевая аудитория. Например, магазин спортивной одежды может устроить коллаборацию с блогером-экстремалом, показывающим трюки на велосипеде или скейтборде. В своих видео он может даже не рекламировать одежду и обувь прямо, а ненавязчиво демонстрировать ее, надев на себя.
Один из самых технологичных инструментов продвижения в SMM — современные цифровые возможности. Добавьте на свой сайт или привяжите к странице чат-бот, который способен в автоматическом режиме отвечать на популярные вопросы клиентов и оказывать круглосуточную поддержку, даже когда сотрудники спят.
Достоинства SMM
SMM — довольно молодое явление, ведь появился он не раньше самих социальных сетей, в честь которых стал называться. И в 2024 году никто так хорошо не владеет тонкостями данного ремесла, как старые именитые бренды — они уже давно в бизнесе, потому точно знают, что работает, а что — нет. Онлайн-маркетинг помогает решать множество задач, из которых следуют главные преимущества:
-
Финансовая выгода. SMM — сфера деятельности, которая уже успела доказать свою эффективность. Статистически подтверждено, что брендам с креативным подходом и постоянным контентом для подписчиков в соцсетях удается заработать больше, чем их конкурентам со слабой «медийкой» или вовсе ее отсутствием.
-
Сегментирование. Менеджмент социальных сетей в процессе изучения рынка помогает не просто узнать вашу целевую аудиторию, а даже более подробно упорядочить знания о ней, поделить на категории и точечно предлагать контент и продукты для каждой из них.
-
Рост аудитории. Даже самые популярные бренды в современном мире постепенно уйдут из общественного поля зрения, если перестанут постоянно искать новую аудиторию. Реклама и продвижение позволяют расширить как общее число людей, которые о вас заметили, так и список горячих лидов, часть из которых впоследствии превратится в постоянных клиентов.
-
Стоимость услуг. SMM — относительно дешевый способ продвижения с бюджетами, которые по силам даже начинающей компании. Для этого не требуется за миллионы привлекать в рекламу знаменитостей и снимать профессиональные видеоролики. Одна опытная команда SMM-специалиста способна значительно увеличить вашу прибыль.
-
Постоянство. Выполнять задачи по продвижению в социальных сетях можно непрерывно. У этого процесса нет сезонности или других временных факторов, только желание и мотивация ответственных за SMM людей.
-
Креатив и свобода. В зависимости от целевой аудитории, способы продвижения и содержание контента могут быть очень разными. В своих социальных сетях компания ограничена разве что правилами площадок, а в остальном может радовать клиентов материалами с юмором, иногда даже довольно провокационными, которые были бы неуместны в более официальных СМИ.
-
Обратный отклик. Существует закономерность, что чем лучше по мнению клиента его видит и слышит бренд, тем больше шансов на его монетизацию. Аудитории важна коммуникация с компанией, для чего социальные сети выступают идеальной площадкой. Здесь можно задавать вопросы и отвечать на них.
-
Виральность. Речь идет о способности онлайн-контента распространяться между людьми без вашего участия. Это работает, когда подписчику нравится ваше видео или пост, и он готов поделиться им с друзьями, находя его забавным или полезным. Особенно хорошо для распространения подходит вирусный и трендовый контент, адаптированный под вашу тематику.
Это лишь основные и очевидные достоинства SMM. Кроме них каждая небольшая фирма со своими продуктами и услугами сможет найти и использовать еще больше плюсов явления социального маркетинга. Не удивительно, что эта сфера деятельности так активно развивается: она достаточно гибкая, чтобы подстраиваться под любой бизнес.
Как сделать SMM эффективным
Первое, что нужно сделать для начинающих пользователей SMM-стратегий для развития бизнеса — осознать эффективность и многогранность этого направления маркетинга. Это не просто деятельность по интересу, а настоящая профессия, новые методы и способы реализации в которой никогда не исчерпаются.
Второе правило — изучать рынок. Это включает в себя слежение за тенденциями той сферы или отрасли, где вы предлагаете продукт, а также настроениями целевой аудитории. Старайтесь создавать контент, близкий им по интересам, и которого нет у компаний-аналогов. Напоследок помните, что любая SMM-стратегия должна быть продуманной и последовательной. А значит, иногда хорошие результаты не появятся моментально, их нужно дождаться.