Public Relations — наука довольно молодая. Но как явление PR появился еще до нашей эры. К примеру, Гай Юлий Цезарь в автобиографических записках активно писал о собственных подвигах. Таким образом, он хотел убедить народ, что лучше, чем он, правителя просто не существует. Самое широкое распространение PR получил после создания печатного станка в XV веке.
Как развивался PR
Экономист из США Р. Смит отметил четыре основных этапа развития PR. Это, в первую очередь, применимо к Америке:
-
Манипуляция, XIX век. Тогда термин “связи с общественностью” впервые использовал президент Америки Т. Джефферсон. Появляются первые пресс-агенты - предшественники пиар-специалистов.
-
Информация, начало ХХ века. Задача — распространять правдивую информацию. PR-практик А. Ли издает книгу «Декларация о принципах», которую можно назвать сборником правил моральной этики PR-менов.
-
Убеждение, середина ХХ столетия. Задача — повлиять на поведение людей. Сейчас убеждение - распространенный метод ведения бизнеса. Тогда же PR появляется как наука и профессия. Создаются целые образования специалистов, которые работают в сфере связей с общественностью. В это время появляется большинство всех законов и норм, регулирующих деятельность в области PR.
-
Взаимное влияние, конец ХХ века. Задача — добиться взаимного понимания и научиться решать конфликты. Растет спрос на PR в политике, социальной сфере и бизнесе. Благодаря развитию интернета появляется все больше новых возможностей.
Сейчас сложно представить нашу жизнь без PR, так как он захватил все сферы деятельности. А теперь разберем подробнее, как PR развивался в США, Европе и России.
Формирование PR в США
В Америке PR как вид деятельности появился в социально-политической системе. К примеру, в 70 годы XVIII века, во время отделения американских колоний с помощью PR убеждали американцев, что это во благо. Выпускали агитирующие брошюры, собирали встречи с призывами. Сам термин впервые упомянул президент Джефферсон в 1807 в своем обращении к конгрессу.
В 30 годы XIX века термин переименовали в «отношение ради всеобщего блага». Появляется пресса, развивается печать, возникают прародители PR-менов — пресс-агенты. Но пик развития приходится на ХХ век благодаря появлению новых предприятий в больших количествах. Чтобы как-то конкурировать, использовались самые разные методы. Поэтому основной задачей PR в то время было установить доверительные отношения между бизнесом и простым потребителем.
В 70 годы PR начинают изучать в учебных заведениях — сначала только на экономических факультетах, а в последствии в соцсфере и политике. В это время PR постепенно распространяется по всему миру.
Формирование PR в Европе
В Европе PR появился позже. В 1924 во Францию приехали американцы и открыли PR-агентства, но те не пользовались популярностью и потерпели крах. Позже PR наконец-то приживается в Европе.
В период с 1945 по 1955 PR был направлен на знакомство граждан с экономикой и разного рода промышленной и предпринимательской деятельностью. Это было необходимо в послевоенное время. С 1950 по 1970 годы PR работал на имидж предприятия, раскрывая перед потребителем информацию о своей деятельности. С 70х до 80х, когда компании выходят на мировой уровень, меняется и PR. Нужно было привлекать как можно больше увлеченных представителей общества и именно на это был нацелен PR. Начиная с 90х годов развитие интернета и СМИ активно способствует выходу на мировой рынок. В связи с этим произошли изменения методов PR.
Формирование PR в России
В России PR появился гораздо позже, чем в США и даже Европе. Он зародился в 80х годах ХХ века, но как отдельная наука появляется только в 90х. Выделяют четыре основных этапа развития:
-
начало (появляются первые агентства, открывают факультет PR в МГИМО);
-
золотая эра PR (развиваются агентства бизнес PR и политического PR, в аппарате президента появляется Управление по связям с общественностью, в Министерстве финансов открывается Департамент общественных и межрегиональных связей);
-
этап настоящего PR (появляется соответствующая литература, открывают факультеты по связям с общественностью);
-
эра «управляемой демократии» (растет количество факультетов по PR в ВУЗах, кризис PR в области политики, появляются кодексы, регулирующие принципы PR, растет количество заказного PR).
В России PR развивается по другому пути, нежели в США и Европе: впервые он зарождается в области политики. В 90е годы практически в каждом органе управления открываются подразделения, отвечающие за связи с общественностью. Возникают пресс-центры и агентства, появляется профессия пресс-секретаря. В крупные города приезжают зарубежные представители профессии. Они делятся своим опытом с российскими коллегами.
И все же пока еще нет четких стандартов деятельности. Это связано, в первую очередь, с трудным временем, в которое развивался PR. К тому же времени на это было намного меньше, чем в тех же США (около 200 лет).
Со временем бизнес практически полностью уходит от PR. В условиях кризиса все силы направлены на получение прибыли, а вкладывать средства в развитие связей с общественностью просто нет возможности. На фоне всего этого общество не принимает PR, потому что просто не понимает его.
Позитивным ключом в развитии отечественного PR можно назвать совершенствование технологий деятельности. PR-агентства меняют принцип своей работы. В ход идут инновационные технологии. Они начинают оказывать услуги по формированию положительного имиджа компании комплексно, чтобы она могла успешно закрепиться на рынке. PR используют совместно с маркетинговыми коммуникациями.
Итого, современный PR активно развивается. И если вы хотите, чтобы бизнес процветал, без налаживания связей с общественностью просто не обойтись.